Православный русскоязычный приход в честь Иверской иконы Божией Матери на Тенерифе, архимандрит Георгий (Бучма)

4 декабря Введение во храм Пресвятой Богородицы

1 декабря 2024

Введение в церковь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — один из двунадесятых праздников (от славянского «дванадесять» — двенадцать), то есть самых больших православных праздников, установленный в воспоминание о том, что родители Богородицы торжественно повели Ее в трехлетнем возрасте в Иерусалимский храм, при котором она стала жить до своего обручения с праведным Иосифом. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы совершается ежегодно 4 декабря (21 ноября по старому стилю) и имеет 1 день предпразднества и 4 дня попразднества.
О событиях земной жизни Пресвятой Богородицы мы узнаем преимущественно из церковного Предания. Известно, что родители Богородицы, Иоаким и Анна, долгое время были бездетны. Молясь, чтобы Господь разрешил их неплодство, они дали обет — рожденное дитя посвятить Богу. Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, во исполнение обещания, родители в сопровождении родных и близких им людей с зажженными светильниками торжественно повели Ее в Иерусалимский храм. Пресвятую Деву встретил первосвященник Захария и по внушению Божию ввел Ее во Святая Святых. Это было такое помещение храма, куда сам первосвященник мог входить только раз в год, после принесения особенной жертвы. Вот как поется на праздничном богослужении об этом необычайном, исключительном событии на церковно-славянском языке: «Ангели введение Пречистыя зряще, удивишася: ка́ко Девая входит во Святая Святых...».
Надо сказать, что в то время Иерусалимский храм был восстановлен после Вавилонского плена. Но в нем уже не было Ковчега Завета — он бесследно исчез. Святая Святых было пусто, там находилась только каменная плита на месте главной святыни. Совершилось таинственное, символичное событие: вместо утраченного Ковчега Завета первосвященник вводит Деву Марию — ту, которая стала Матерью Бога, новым Кивотом, Ковчегом. Наступало время Нового Завета, приближалось Рожество Христово. Об этом говорит и богослужение Церкви: праздник Введения Богородицы предшествует Рождеству Христову. Еще далеко до Рождества, только начался пост, но уже за вечерней службой торжественно поется: «Христос ражда́ется, сла́вите!..».
Вручив своего единственного ребенка Богу, Иоаким и Анна вернулись домой. Богородица осталась жить при храме. Благочестивые женщины, посвятившие себя Богу, воспитывали Ее вместе с другими благочестивыми девочками. Мария молилась, прилежно читала Священное Писание и занималась рукоделием. Церковное предание говорит о том, что к ней часто являлся Ангел Божий и приносил пищу. Об этом также читается в праздничном богослужении: «Небесным воспите́на, Дево, хлебом, в церкви Господни верно, породи мирови живота хлеб Слово…». Однако святой Иероним Стридонский указывает: «Если бы кто спросил меня: как проводила время юности Пресвятая Дева, я бы ответил ему: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Её».
Начало празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы относится к IV веку, когда появились упоминания о празднике в сочинениях святителя Григория Нисского. Сохранились проповеди на праздник Введения Богородицы константинопольских патриархов Германа и Тарасия (VIII век). Указания о празднике содержатся в некоторых месяцесловах того же времени. Хотя праздник Введения известен с первых веков христианства, сначала он отмечался не так торжественно, как в настоящее время. Церковные историки говорят, что в число двунадесятых он вошел только после XIV века.
В стихирах на праздник Введения, написанных Георгием Никомидийским, описывается как само событие (шествование со светильниками, встреча в храме первосвященником и др.), так и передается глубокое внутреннее значение праздника. Она приводится в храм, чтобы воспитаться в Божие Жилище и уготовать Собою Престол Божий.
Два канона празднику составили святитель Георгий Никомидий и Василий Пагариот архиепископ Кесарийский.

На Иверском приходе пройдут праздничные богослужения: 3 декабря в 17:00 всенощная и 4 декабря божественная литургия в 10:00.